Творчество и продолжительность жизни

Творчество и продолжительность жизни


Имеются данные, что некоторые группы творческих работников имеют продолжительность жизни почти на 10 лет большую, чем среднестатистическая. Действительно, Сенека прожил 70 лет, Дарвин – 73, Пастер – 74, Пифагор – 76, Фарадей – 77, Галилей – 79, Гарвей – 80, Сен-Симон – 80, Шеллинг – 80, Платон – 81, Кант – 81, Эдисон – 82, Л. Толстой – 82, Гёте – 82, Ньютон – 84, Спенсер – 85, Смайлс – 90 лет. Бытует даже мнение, что творческий интеллектуальный труд способствует долголетию (Рудкевич Л. А., 1993). При этом чем талантливее человек, тем дольше он живет. Эти утверждения весьма спорны. Достаточно обратиться к составленному М. Зощенко списку творческих гениев, рано ушедших из жизни.

Связь длительности жизни с занятиями творческой деятельностью может быть лишь кажущейся. Дело в том, что имеется ряд исследований, в которых показано, что спад IQ наблюдается за несколько лет до смерти безотносительно к хронологическому возрасту (Е. Раскин [Rascin, 1936], Н. Климейер [Kleemeier, 1962], Р. Батлер [Butler, 1967]). А это наводит на мысль, что творческое долголетие запрограммировано генетически и оно, а также продолжительность жизни творческого работника – две стороны одного и того же фактора. Следовательно, человек долго живет не потому, что он занимается творчеством, а его творческая активность и продуктивность долго сохраняются, потому что он запрограммирован на долгую жизнь. Правда, американский геронтолог Б. Берковиц (Berkowitz, 1965) отмечает, что у лиц с высоким уровнем интеллекта спад IQ в годы, предшествующие смерти, не наблюдается. Как бы то ни было, бесспорных доказательств, что творческая деятельность продлевает жизнь, нет. Можно говорить лишь о том, что она замедляет старение некоторых психических функций.

Вопрос о ранней смерти многих гениев представляет самостоятельный интерес. Чаще всего это объясняют злым роком, судьбой, предначертанной свыше. Однако М. Зощенко отмечает, что почти все они являлись представителями «эмоционального типа». Их преждевременная смерть наступила от неумелого обращения с собой, свою судьбу они создали сами. «Даже смерть от эпидемического заболевания (Моцарта, Рафаэля), – пишет М. Зощенко, – не доказывает ее случайности. Здоровый, нормальный организм оказал бы устой- чивое сопротивление для того, чтобы одержать победу над болезнью». Быть художником – значит жить иной жизнью, чем большинство людей. Эту мысль своеобразно выразил С. В. Рахманинов: «Я на 85 % музыкант, во мне только 15 % человека». Такая инаковость не бывает безобидной.

Банально и точно: искусство требует жертв. Художник подчиняет себя и свою жизнь иным законам, чем другие люди. При этом он вынужден не всегда безобидно для своего здоровья расходовать свой эмоциональный потенциал. Но эта же самоотдача зачастую позволяет творить в самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Замечательный петербургский исполнитель романсов В. Агафонов. был поставлен врачами перед страшным выбором: петь один год и умереть или немедленно сделать операцию, долго жить, но уже больше никогда не петь. Агафонов выбрал год пения.

А как много талантливых художников не выдерживали своей избранности. Спились или в припадке отчаяния покончили с собой!

Михаил Зощенко пишет, что в каждом случае гибели или самоубийства поэтов имело место переутомление от творческого процесса, неврастения и тяжелая жизнь. В частности, указывает он, А. С. Пушкин за последние полтора года своей жизни сделал три вызова на дуэли. Зощенко полагает, что с 1833 г. Здоровье Пушкина резко изменилось, он был крайне утомлен и сам искал смерти. У Маяковского в конце жизни от постоянной работы усилилась разбитость, появились головные боли и т. д.

Конечно, к этим доводам можно относиться по-разному, так как прямых доказательств высказанной точки зрения нет. Скорее причину этих трагедий нужно искать в психическом складе гениев, занимавшихся художественным и литературным творчеством.

С позиций современной психологии можно предполагать у них и возникновение на определенном этапе творческого пути состояния «психического выгорания», которое связано с эмоциональной опустошенностью и изменением самооценки своей личности. Очевидно, немалую роль играют и богемный образ жизни работников искусства, и пристрастие многих к алкоголю.


Источник:

Евгений Ильин – Психология творчества, креативности, одаренности

Отзывов: 4 на «Творчество и продолжительность жизни»

  1. rekruter:

    Мое IQ 120, потому что я математик, программист и я отвечал бегло, если быть более внимательным, то будет все 160. Не стоит заморачиваться на IQ, этот тест несерьезный. Математические способности ничто по сравнению с гуманитарными: музыка, живопись, литература.
    Согласен, что творческий человек живет дольше. Мои личные наблюдения:
    Считается, что у человека есть душа и она не стареет, а может только набирать силу и жизненный опыт. Если творчество человека гармонично, он живет в гармонии, то его душа наполняется гармонией, согласитесь это помогает человеку в его жизни.
    А если человек не творческий, то такому человеку нечем заняться — остается смотреть, как его тело стареет.
    Ну я, конечно, привожу грубое сравнение и грубыми словами.
    Есть люди, которые умеют затормаживать процессы старения, но при этом душа теряет силу.
    Меня тревожит то, что в вашу творческую жизнь то и дело врывается дисгармония.

  2. marina:

    rekruter, спасибо. Выходит, только математики умные, да… Я, например, никогда не знала и не любила математику. Я вообще в школе стихи на математике писала… Это НЕ МОЁ. Я гуманитарий. Но дурой себя никак не считаю. Больше того, я считаю, что Я УМНАЯ! Пускай не пишу идеально, но как человек, я умная со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нельзя говорить, что только математики имеют высокий IQ. Просто в жизни каждому своё. Ни один математик пока не написал симфонии… хотя математики могут красиво рисовать, писать стихи или прозу. Но в музыке я не встречала ни одного профессионала из числа математиков.
    Что касается продолжительности жизни, то здесь тоже многое зависит от индивидуальных факторов и от того, как сложится судьба. Многие очень талантливые люди, даже гении слишком увлекаются алкоголем и, следовательно, сокращают себе продолжительность жизни. Среди поэтов немало уникальных авторов сами наложили на себя руки. Кроме того, нервы, инфаркты, инсульты, завистники… Много чего…
    Спасибо за мнение. А с чего вы взяли, что у меня дисгармония?
    Если судите по статье, так это не я её писала… Мои материалы в рубрике «Мои статьи».

  3. rekruter:

    @ marina:
    В ваших стихах встречаются крайности, а значит человек выпал из мира Гармонии.

  4. marina:

    Наверное, вы правы. У меня всегда крайности. И стихи — это только цветочки. У меня по жизни всегда крайности. Даже с мужчинами, которые были в моей жизни разумной в традиционно принятых рамках разницы в возрасте никогда не было… или намного младше, или намного старше. Так жить интересней.

Ваш отзыв